27 ИЮЛЯ. ЧЕРКЕССК. На выставке современного традиционного искусства и digital-art «Не/Деля» в качестве лектора выступила руководитель проекта «Amshtah» Алина Хутова, которая рассказала про развитие искусства фотографии на Кавказе.
- Расскажите, когда появились первые изображения Кавказа на фотографиях?
- Кавказ неизменно привлекал, привлекает, и я уверена будет привлекать фотографов своей природой, своим культурным богатством, национальным колоритом.
И вся эта этническая красота, застывшая развалинами древних крепостей, заброшенных аулов, вся эта история рождает в нас чувство гордости, тоски... Это то, что очень хочется сохранить хотя бы в том виде, в котором мы это имеем сейчас, том числе и посредством фото.
Стоит отметить, что первые фотоснимки Кавказа появились в самое тяжёлое для региона время - это Кавказская война, которая длилась более ста лет, самая трагичная страница нашей с вами истории.
К примеру, сохранились фотографии 1860-х годов, созданные фотографами Военно-топографического отдела Кавказского военного округа вскоре после завершения Кавказской войны (1817 — 1864), они являются одними из наиболее ранних изображений региона.
- Какова была тематика этих фото?
- Кроме непосредственно военных и стратегически важных объектов (мосты, тоннели, артиллерийский парк), фотографы снимали характерные типы местных жителей, горные виды и исторические места, такие, как аул Гуниб — место пленения предводителя кавказских горцев Шамиля. Заслуженной наградой за подобные снимки становились похвальные отзывы научных обществ и признание широкой публики, покупавшей открытки и фотоальбомы с видами полюбившихся мест. На редких по красоте фотографиях мы сегодня можем увидеть отдаленные уголки Кавказа, памятники истории и культуры, многие из которых ныне утеряны. Уникальна, к примеру, 6-кадровая панорама Кавказских гор, выполненная в мастерской братьев Рудневых и запечатлевшая аул Гуниб.
Стоит отметить, что исчезли в «потоке времени» не только здания – но и некоторые малые народы, населявшие Кавказ, более не существуют или потеряли свою национальную идентичность. Сейчас память о них осталась только на фото.
- Что для вас значит фотография?
- Фотография - это язык, говорящий на уровне эмоций. Причем, язык этот достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других - громко и искренне, от души, смеяться... Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества. Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.
Думаю, сейчас фотография на Кавказе выступает как некий отчёт о жизненных событиях, в особенности свадьба на Кавказе - большое, как нам известно, событие. При этом, не часто удаётся запечатлеть какие-то традиционные формы мероприятия, в основном мы видим снимки в стиле европейских свадеб, о чем мы, наверное, будем жалеть в будущем. И вот важно отметить, что фотография здесь выступает как источник сохранения пусть и визуально, но тем не менее какие-то фундаментальных традиций. Я думаю, важно уделить внимание именно этому, запечатлевать всю аутентичность, присущую нашим народам.
- Расскажите немного про свой проект «Amshtah»?
- Основной идеей проекта «Amshtah» является представление и популяризация культуры Северного Кавказа посредством различных тематических фотографий и видео, направленная на массовое духовное развитие. Синтез разнородных течений современной культуры с элементами традиционности народов Северного Кавказа рождает интерес у молодёжи к национальному колориту, что способствует появлению нового современного направления с легким привкусом этнографии в сфере искусства. Существует множество стереотипов, о том, что традиционная музыка является сельской и непрофессиональной, а это, в свою очередь, вводит в заблуждение общество. Как отмечал журналист и сооснователь лейбла Ored Recordings Булат Халилов, в отношении традиционной музыки есть устойчивый стереотип - в ней видят исключительно деревенское, непрофессиональное искусство. Но так можно сказать не только о музыке, ведь искусство многогранно, многие люди относятся к культуре в целом поверхностно и не понимают всё многообразие и заложенный глубокий смысл древнего искусства, будь то музыка, танец, изобразительное искусство или ремесло. Данный проект создан для того, чтобы безжалостно разрушить все мифы и стереотипы, вьющиеся вокруг национальной культуры. Изначально перед нашей командой ставилась конкретная задача - показать абазинскую культуру в современной интерпретации, но далее стало очевидно, что проект будет реализован не только в направлении абазинской группы, а также будет затрагивать абхазо-адыгскую языковую группу, народы которой схожи в культурном плане.
Нельзя игнорировать, а уж тем более забывать культуру наших предков, ибо это огромный пласт на котором держится всё мироздание искусства. Сломав эту хрупкую конструкцию, мы обрекаем себя на верную гибель. Искусство должно жить.
- Кавказ чтит традиции, хранит старинные обычаи. Мешает ли это воспринимать новое? Всегда ли общество понимает и принимает ваши работы?
- Я снимаю то, что я вижу. В начале моего пути было очень много хейта по поводу моих работ и проекта в целом. Было большое количество негатива, который я получала в личные сообщения и в комментариях под фото. Что- то вроде «не делай так больше», «какую культуру ты несешь в массы, я ее здесь не вижу» или «ты портишь сложившееся мнение о нас своими работами». Думаю, это некая плебейская черта в каждом из нас – ненавидеть, когда не понимаешь. Тем более, когда подобного рода деятельностью занимается девушка, негатива куда больше. Это меня очень расстраивает, особенно когда тот самый негатив в мой адрес летит от представительниц прекрасного пола. С хейтом от мужчин я уже более-менее смирилась. Это все пережитки прошлого, думаю со временем сильный пол поймет, ну, или свыкнется с тем, что девушка Кавказа – это не только хранительница семейного очага, а представительница целого народа, судьба которого в ее руках.
Комментарии