Актуально «Россети Северный Кавказ» обеспечили электроэнергией более 1,4 тыс. новых потребителей в Карачаево-Черкесии Актуально Эксперты ЭИСИ: отношениям России и Абхазии противостоят деструктивные силы Актуально В КЧР стартовал республиканский конкурс «Молодой защитник Отечества» Актуально Фонд «Защитники Отечества» приглашает к участию в онлайн-марафоне «Подвиг женщин Победы» Актуально Обращения граждан по вопросам ЖКХ на контроле депутатов Парламента КЧР

Определены контуры новой национальной системы высшего образования

11.08.2022 469
Определены контуры новой национальной системы высшего образования

11 АВГУСТА. КЧР. В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

"Наша генеральная линия - специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас", - сказал ректор.

Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.

Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?

Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС

Член Общественной палаты РФ, комиссия по развитию науки и образования; кандидат экономических наук, доцент. Область профессиональных интересов, пространственное развитие регионов, поддержка малого бизнеса.

Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей.

С образованием очень правильно руководствуются именно этим принципом. Система образования постоянно развивающаяся и совершенствующаяся среда, формирующая и поддерживающая фундаментальные основы государства, включенная в решение важнейших задач общества. Вопросы глобального лидерства, обороноспособности страны, кадрового и научного-технологического обеспечения развития экономики и т.д. Динамично меняющийся мир, международная конкуренция за человеческий капитал, как основной ресурс в постиндустриальном мире, требует постоянного совершенствования системы образования и тонкой настройки его на решения задач, которые ставит время. Иными словами, поиск ответов на цивилизационные вызовы эпохи.

В свое время, следуя идее открытости образования, расширение границ и повышение академической мобильности как ученых и преподавателей, так и студентов (обучающихся) наша страна приняла решение о вхождения в болонскую систему, что должно было открывать определенные дополнительные возможности для отечественного образования. Вместе с тем мы должны констатировать, что заимствованная модель имеет определенные ограничения в нашей отечественной интерпретации, а в условиях, когда европейские страны, фактически в одностороннем порядке отказались от своих обязательств в рамках болонской системы в отношении нашей страны, делает эту модель, еще менее интересной с точки зрения прямого следования.

Еще одной из важных тенденций которую необходимо учитывать, это концепция обучения на протяжении всей жизни. Отечественная система образования решает эту задачу, через развитие модели дополнительно-профессионального образования и запуск различных федеральных проектов с государственной поддержкой, в частности сейчас в рамках Нацпроекта «Демография» реализуется проект «Содействие занятости», в рамках которой можно повысить свою квалификацию или пройти переподготовку, получив необходимы компетенции для трудоустройства, сохранения должности или повышения внутри организации.

И в этом плане мы точно понимаем, что специалитет как форма обучения создает все необходимые условия подготовки кадров должного уровня и квалификации для решения стоящих перед нашей страной задач. Проблемы с признанием изученных дисциплин и переходами между различными программами и вузами, будут решаться не сложнее чем прежде. Важно совершенствовать, систему оценки качества образования и итоговой аттестации выпускников, что позволит работодателей более четко понимать уровень их подготовки при приеме на работу.

Ханафий Хасанов, член общественной палаты Карачаево-Черкесской Республики. Член общественного совета МВД по Карачаево-Черкесской Республике. Директор фонда содействия сохранения национальной самобытности "Къарча".

Все новое — это хорошо позабытое старое. Сейчас больше ругают современное образование и вспоминают достижения советских времен в образовании. Тем не менее, на дворе 2022 год, и жить прошлым не нужно, нужно идти вперед и развиваться. Считаю, что, в первую очередь образование должно быть доступным, а какой системы оно будет, вопрос уже второй. Да, очень важный вопрос, но я как человек отучившийся на бакалавриате и потом в магистратуре (причем мы первое поколение), скажу, что если человек хочет учиться, то в независимости от системы он это сделает. Все еще спорят о том, действительно ли система образования в СССР считается лучшей, многие соглашаются, а я как некоторые сразу вспоминаю воздействии идеологических принципов страны. На сегодняшний же день в этом плане легче в Российском образовании. Я думаю, что, где нужно оставить бакалавриат (на каких специальностях) должны выбирать не чиновники в лице министерства образования, а сами ВУЗы, они знают наиболее предпочтительные форматы обучения для своих направлений.

469 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный