15 АВГУСТА.ЧЕРКЕССК. Об актуальных вопросах правового регулирования и практики реализации личного приема граждан, а также об эффективном формировании регионального коммуникативного пространства в диалоге антимонопольного ведомства и общества расскажет руководитель Карачаево-Черкесского Управления ФАС России Артур Куантов.
- Для начала давайте более подробно разберемся, что же такое «Личный прием граждан»?
- Право обращаться лично - это одно из правомочий конституционного права граждан на обращение. Российское законодательство и юридическая наука предусматривает как письменные, в том числе и электронные, способы подачи заявлений граждан с интересующими их вопросами, так и конституционно-правовой институт личного обращения. Таким образом, личный прием - это специально организованное общение гражданина и должностного лица, преследующее цель, максимально оперативно ознакомиться с обращением заявителя, а также удовлетворить его право «быть услышанным», посредством решения озвученного вопроса, в рамках имеющихся у антимонопольного органа полномочий.
- Почему, на ваш взгляд, так важно выстроить диалог между органами власти и гражданами?
- В современной России стремительно зарождается новая коммуникативная парадигма с доминантами управленческого диалога общества и институтов власти. Информационные конфликты выливаются в формирование у граждан определенного стереотипа, относительно действий правительственных структур. Таким образом, перманентные кризисные ситуации, в условиях активно меняющейся политической и социально-экономической жизни общества, требуют обязательного поддержания открытого диалога между государством, бизнес-сообществом и гражданами. Одной из актуальных проблем, с которой мы работаем в настоящий момент - это правовая грамотность граждан. Многие из жителей региона не имеют четкого представления о деятельности органов власти, их полномочиях и функциях, а также не знают как защитить свои права и интересы бизнеса. Для разрешения данного вопроса Карачаево-Черкесским антимонопольным ведомством была сформирована дорожная карта мероприятий, направленных на ознакомление жителей республики с деятельностью Управления, в частности мы говорим и о «Личном приеме граждан». Для нас важно, чтобы каждый мог четко понимать как законно осуществлять предпринимательскую деятельность, а в случаях неправомерных действий со стороны органов власти или конкурентов, знать, как в рамках антимонопольного законодательства отстаивать свои права.
- По вашему мнению, какие коммуникативные барьеры становятся препятствием в общении госорганов с гражданами?
- На мой взгляд, наше современное общество приобретает огромное количество знаний в рамках информационной революции, однако, как я и сказал ранее, информационная повестка сегодняшнего дня, формирует определенный взгляд людей на те или иные вопросы, которые будут рассматриваться завтра. Говоря о коммуникативных барьерах, хочется сразу отметить, что в связи с активно развивающимся информационным пространством, с одной стороны это понятие является противоречивым и неестественным для построенного на общении социума, однако с другой стороны, мы все же видим реальные препятствия в построении открытого общения в гражданами.
Если говорить более подробно, то применительно к отношениям власти и общества, коммуникативные барьеры имеют свой особый смысл. Сложившаяся ситуация имеет две стороны. С одной - власть, которая с учетом существующих проблемных точек напряжения налаживает процессы коммуникативного пространства. С другой – это общество, которое собирает и анализирует информацию, полученную из этого информационного поля. В условиях современности динамика отношений общества и власти проявилась особенно четко - процессы понимания роли и значимости одних политических институтов идут быстрее, других – медленнее.
- В таком случае, по вашему мнению как лучше обеспечить коммуникацию, построенную на взаимоуважении, доверии и понимании между рассматриваемыми сторонами диалога?
- Если рассматривать информационное пространство в антимонопольной сфере, то оно создает свои специфические условия для проявления взаимной заинтересованности между антимонопольными органами, гражданами, бизнесом и СМИ. Мы строим открытый диалог на общих закономерностях современного информационно-коммуникационного пространства и прилагаем все усилия для публичного обсуждения правоприменительной практики Управления. Основная задача - это обсуждение вопросов законодательства и прав граждан.
Новые информационные технологии меняют качество и структуру отношений на политическом поле. Именно использование всего спектра подходов для работы с обращениями и выступает основным двигателем повышения правовой грамотности у жителей региона. Тут мы можем говорить и о выступлениях спикеров ведомства на разных информационных площадках республики, ведение сайта и социальных сетей, обработка запросов от граждан, поступающих в адрес Управления, т.д. Также один из инструментов сегодня является нашей темой обсуждения - это приемы граждан. Посредством его мы формируем механизм двусторонней связи между органом исполнительной власти и заявителем.
- Какие темы являются самыми актуальными среди вопросов, поступающих к вам на личных приемах?
- Для жителей региона всегда актуальна тема правового государственного регулирования земельных отношений. В основе данных правоотношений лежит использование земельных участков юридическими и физическими лицами, органами власти и прочими субъектами земельных правоотношений. Антимонопольное ведомство обеспечивает участникам таких отношений надежную правовую защиту, поддерживая их чествую деятельность в условиях свободного рынка.
На крайнем приеме граждан мне поступил вопрос относительно перераспределения земли находящейся в муниципальной собственности. Если разобрать этот пример более подробно, то заявитель хотел узнать, возможно ли ему приобрести часть участка в собственность, расположенного рядом с его землей, для расширения границ участка, без проведения конкурентных процедур.
Перераспределение земель или земельных участков осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу положений законодательства допускается увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства. Однако важно учесть, что возможно это только при отсутствии предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в перераспределении и соблюдении иных установленных законодательством требований.
В данном случае заявитель получил личную консультацию и избежал нежелательных последствий неправомерного самовольного захвата земли, который в свою очередь влечет серьезное административное наказание, вплоть до привлечения к делу правоохранительных органов. Таким образом, гражданин теперь сможет получить интересующий его участок в соответствии с нормами законодательства.
- А насколько часто вы получаете вопросы в адрес управления относительно регулирования в сфере рекламы?
- Этот год стал одним из самых насыщенных на вопросы связанные с незаконной рекламой. В определенной мере это обусловлено повышением активности «недобросовестных игроков», в связи с рядом изменений в экономической структуре страны. Говоря проще, негативные информационные вбросы формируют активные волнения в обществе, что дает возможность определенным лицам вводить абонентов в заблуждение и извлекать из этого незаконную выгоду. В соответствии с нормами законодательства рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. В противном случае, такая реклама нарушает закон.
В этом году в целях защиты абонентов от получения нежелательных вызовов, в том числе и голосовой рекламы, ФАС России и операторы связи запустили сервис обращений граждан для оперативной блокировки нежелательной рекламы, которая поступает абонентам без их согласия.
Антиспам-сервисы представляют собой специальные технические решения и алгоритмы, блокирующие поступление спам-звонков. Такая блокировка будет происходить только с согласия самих абонентов. Программа выявляет спам-номера на основе анализа big data и машинного обучения, опираясь на такие характеристики, как продолжительность вызова, наличие постоянных обзвонов, соотношение исходящих и входящих вызовов. Уверен, данная мера существенно сократит нарушения законодательства в сфере рекламы.
Комментарии