24 СЕНТЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. В этом году в первый класс в Карачаево-Черкесии пошли около 6000 первоклассников. Для учеников и их родителей это одновременно и радостное, и волнительное событие. И многие из них уже столкнулись с трудностями в адаптации к новому шагу в жизни. О том, как сделать этот процесс более комфортным, рассказала Медина Каппушева, педагог-психолог Центра развития ребенка «От А до Я».
- «Первый раз в первый класс» ... Это очень важное событие в жизни ребенка. Как оно может отразиться на его поведении?
- Как и на всё в жизни, у каждого ребёнка реакция на школу будет индивидуальной. Однако, есть факторы, влияющие на эту реакцию. И основной из них — посещение ребенком детского сада.
Ребенок мог расти дома один, а мог расти с большим количеством детей либо мог часто выходить во двор и общаться с ними там. Но ситуация обучения внутри коллектива — это другое, и детей в детском саду к этому подготавливают. Если у ребенка нет такой подготовки, то школа для него – новая концепция, к которой ему придется привыкать. И на нее дети также реагируют по-разному, но в любом случае ребенок будет испытывать определенный стресс.
К примеру, из-за того, что он не привык долго сидеть в одном положении, как это бывает на уроках, он будет «выбрасывать» энергию дома, становиться более активным, так как в школе от него требуют абсолютной дисциплинированности, и дома он будет вести себя так, как он не мог в течение дня, а для родителей это может ощущаться как непослушание. Но причиной тому – остаточная энергия, которую он не привык сдерживать, потому что школа — это про развитие волевой сферы ребёнка. Во многих ситуациях в школе ребенку придется себя контролировать, находить общий язык, и, если ребенок к этому не был приучен заранее, ему это будет даваться сложно.
- Часто дети, являясь сверстниками, могут вести себя более или менее осознанно по сравнению с другими. Как оценивать готовность ребенка к школе в 7 лет?
- Действительно, к школе дети могут быть готовы по-разному. Но важно, чтобы родители приложили максимум усилий для такой подготовки (обязательно хотя бы за полгода до первого класса).
Необходимо пройти медицинское обследование, в том числе у невролога, возможно, нужна какая-нибудь поддержка витаминами или помощь узкопрофильных специалистов. Также есть и проверенные методики психологического обследования, которые покажут, готов ли ребенок к школе, а если нет, то над чем необходимо поработать.
Часто бывает нужна и работа с логопедом. Когда ребёнок идёт в первый класс, он невольно начинает сравнивать себя с другими детьми. И если у него есть проблемы с речью, со временем это может начать вызывать стеснение, из-за чего он может закрыться и отказываться ходить в школу.
- Как помочь ребёнку адаптироваться к новому этапу в жизни?
- После того, как вы проделали все вышеперечисленное для адаптации ребенка, нужно подготовить и самого родителя. Каждый родитель первоклассника должен понимать, что его статус и роль меняются. Он теперь не только заботится и оберегает ребенка. Родителям нужно учить ребенка самостоятельности и умению не стесняясь озвучивать свои потребности и желания.
Очень важно, чтобы ребёнок имел правильное представление об учителе. Он не должен воспринимать его, как опасность. Можно сказать ребенку, что он всегда может попросить и спросить учителя о чем-либо. Он должен уметь делать это правильно, не боясь взрослого.
Также родителям нужно научиться отпускать ребенка (во всех смыслах). Есть выражение, что учитель — это вторая мама. Иногда привязанность к учителю вызывает ревность у родителя, а иногда педагог может показаться строгим, и из-за этого родитель может «агрессировать». Это тоже нужно в себе контролировать, потому что ребёнок всегда ориентируется на эмоции взрослых. Если дома говорят, что учитель плохой, ребёнок тоже будет воспринимать учителя плохим.
Если вы испытываете сильную тревогу перед школой, с этим тоже нужно стараться справляться. Начало учебного года – это очень нервозно, особенно, если это ваш первый школьник в семье. Но если у ребенка возникнет ассоциация «школа-тревожность», он сам начнет чувствовать подобным образом.
Кроме того, если во время выполнения домашнего задания родитель постоянно нервничает, злится, может начать кричать, то у ребенка закрепится паттерн, что домашнее задание — это стресс, он начнет всячески его избегать. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не будет чувствовать себя готовым к школе, стесняться, а иногда и вовсе отказываться ходить в школу.
- Бывает, что из-за какого-то негативного опыта ребенок не рассказывает маме или папе, что его беспокоит, боясь осуждения с их стороны. В таком случае как родителю правильно обсуждать с ребенком его ожидания и страхи по поводу школы?
- Очень советую практиковать разговоры перед сном. Попробуйте начать укладывать ребенка на полчаса раньше, чем обычно по режиму, расспросить о том, как прошел день, не беспокоило ли его что-то, хочет ли он чем-то с вами поделиться. Если у него войдет в привычку искренне общаться с родителем, доверять ему свои страхи, то выстроить доверительные отношения будет гораздо легче.
Важно, чтобы родитель никогда в этих разговорах по душам не ругал ребёнка за то, что он говорит. На следующий день вы можете обсудить, как вести себя можно и как нельзя, но перед сном вы – просто слушатель, вы лишь соглашаетесь с ним и поддерживаете.
- Какие советы мы можем дать первоклассникам и их родителям для того, чтобы адаптация к школе прошла наиболее комфортно?
- Адаптация к школе – это важный процесс как для первоклассников, так и для их родителей. Поэтому, прежде всего, пожелаем им удачи на этом этапе жизни. Ну а дальше, резюмируя то, о чем мы говорили, можно вывести следующее.
Во-первых, и родителям, и детям нужно стараться привыкать к распорядку: попробуйте заранее установить режим дня, разделив время для сна, игр, учебы и отдыха.
Научите ребенка самоорганизации: учите его собирать свой портфель, планировать задачи на день. Это развивает ответственность и самостоятельность.
Позвольте ребенку заводить друзей. Они не всегда будут такими какими вы хотите их видеть. Главное, чтобы их дружба была здоровой.
Создайте комфортную атмосферу дома: поддерживайте открытость и доверие в общении с ребенком. Объясните ребенку, что он должен прислушиваться к своим эмоциям, помогите ему их распознать правильно. Если ему стало грустно или тревожно, он может поделиться своими переживаниями с родителями или учителем.
Интересуйтесь школьными делами: регулярно спрашивайте ребенка о том, как прошел его день, что нового он узнал, с кем общался. Это покажет, что вы заинтересованы в его жизни.
Обсуждайте страхи и переживания: если ребенок боится чего-то в школе, выслушайте его и постарайтесь объяснить, что все эти чувства нормальны.
Не забывайте о важности физической активности. Игры на свежем воздухе и спортивные занятия помогают снять стресс.
Уделяйте внимание отдыху: помните, что после напряженного учебного дня вашему ребенку нужно время на отдых и занятия в соответствии с его интересами.
Проявляйте терпение и понимание: у каждого ребенка свой темп адаптации. Будьте рядом и поддерживайте его в трудные моменты.
Сохраняйте положительный настрой: говорите о школе как о чем-то интересном и увлекательном, чтобы настроить ребенка на позитивный лад.
Помните, что адаптация – это процесс, который требует времени. Главное – быть рядом и поддерживать друг друга в этом пути!
Комментарии