Актуально В Карачаево-Черкессии выросло количество абонентов, заключивших договоры на техническое обслуживание газового оборудования СКФО Топ-5 причин, почему ДМС выгоден для компаний любого размера СКФО Закрытый факторинг и его отличие от открытого СКФО Важность калибровки весов СКФО Про фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

В художнике исток творения

23.10.2023 5420
В художнике исток творения

23 ОКТЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. Имя художника Умара Мижева известно далеко за пределами родной Карачаево-Черкесии. Народный художник КЧР, Заслуженный художник России, чьи работы можно встретить в музеях и частных коллекциях в Америке, Турции, Франции, Венгрии, Швейцарии, он был глубоко предан своей малой родине, воспевая ее красоту. Его творчество хорошо изучено, о нем много написано, но каким человеком был Умар Мижев?  Об этом мы поговорили с дочерью художника Самантой Мижевой.

- Все знают Умара Мижева-художника. А каким он был для своих родных и близких?

- Каким был папа дома? Крайне дисциплинированным, пунктуальным, строгим, консервативным, волевым и немного вспыльчивым человеком, но в то же время добрым, мягким и сентиментальным, когда речь шла о его семье. До конца своих дней он занимался йогой, считал это необходимостью. Как-то я приехала из Москвы ко дню его рождения, мы вышли в парк, он начал разминаться на тренажерах. Сказал, что иначе совсем согнется. Тяжелая жизнь так сформировала его характер, что он был нетерпим ко многим вещам и к людям, но высоко ценил дорогую сердцу семью и друзей.

- Как он выражал свою любовь к своей семье? 

- В детстве, конечно, мы постоянно были вместе, гуляли на Зеленом острове, плавали в пруду, играли, рисовали в его мастерской. С годами общение стало менее тесным, к моему горькому сожалению. Несмотря на то, что папа не говорил о чувствах напрямую, это читалось в его поведении. Ему было важно наше общество, чтобы мы чаще все были дома.

- А были ли у него какие-либо ритуалы перед тем, как он начинал свою работу?

- Единственное, что мне приходит на ум, это его аккуратизм. Папа постоянно повторял, что рабочее место должно быть убрано и максимально подготовлено для работы, чтобы лишние предметы потом не отвлекали. А еще однажды он заметил, что у меня на палитре остались краски и напомнил, чтобы после работы я всегда чистила палитру до блеска и отмывала кисти сначала растворителем, а затем мылом.

- Как ты думаешь, какой художник мог повлиять на его творчество? Творчество каких художников он выделял?

- Сразу могу сказать, что он точно не разделял взгляды абстракционистов, кубистов, супрематистов, как например Малевич. Но нравились ему традиционные направления в искусстве – реализм эпохи Возрождения, Фламандская школа живописи, романтизм, импрессионизм, японские гравюры и даже наивный примитивизм умилял его впоследние годы. 

Папа сначала обучился лессировочной технике, пастозный живописи, копировал полотна великих мастеров, чтобы,перепробовав все, найти свой «голос».  Видя себя звеном в цепи истории мирового искусства, он обращался в своем творчестве с высказыванием к импрессионистам, художникам Фламандской школы, символистам, что легко можно проследить в его работах. Ван Гога Умар Мижевсчитал своим вдохновителем. Так же нравились ему творчество Поля Гогена, Сезанна. Дома у нас коллекция шикарных альбомов советских художников, а также французских и итальянских. Кстати, будучи подростком,творчество Ван Гога я не понимала, укрепилось впечатление, будто он совершенно не умеет рисовать, прочитав это с его слов в биографической книге «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна. Но повзрослев, пересмотрела свои взгляды, и теперь мне сложно назвать хоть одну его картину, которая бы не нравилась.

- Расскажи о роли изобразительного искусства в твоейжизни, какое место оно занимало тогда и сейчас?

- Я росла в центре папиного творчества, но оно было обыденностью и не вызывало во мне трепета.  К тому же, видя равнодушие общества по отношению к искусству в целом и к его творчеству в частности, у меня не было понимания всего масштаба и глубины папиной личности, его исканий, идеалов. В то же время, чувствовала давление папы, который хотел передать мне все свои знания, разбудить ту же энергию, что в нем. В результате долгое время я была равнодушна к изобразительному искусству. И даже когда писала картины, делала это скрытно, боясь его реакции или негодования. Пока однажды случайно не была поймана за рисованием и даже услышала похвалу. С того времени тревога ушла, а еще через несколько лет стала открыто показывать свои работы, не опасаясь жесткой критики. 

- Кто еще, кроме отца, тебя вдохновляет? 

- Мне очень нравятся работы Вячеслава Забелина, «романтика реализма», как его называют, и Анри ле Сиданэ, который работал в разных стилях: импрессионизм, неоимпрессионизм, реализм, символизм, пуантилизм и интимизм. И называя их сейчас в паре, только что поняла, что их произведения схожи. Хотя, конечно, любимых намного больше, чем два. 

- В какой технике ты работаешь? 

- Одно время мне нравилось изображать маслом фотоэффект боке, это размытие изображения, так сказать расфокус. Следующая волна у меня началась в Пятигорске, когда случайно нашла деревянные круглые рамки. Сюжет чаще всего был один – горы, техника – гуашь. Еще мне нравится рисовать цветными карандашами, масляными мелками. Моя прямая работа – графический дизайн. Однако по особым случаям, бывает, рисую на свободную тему цифровую иллюстрацию. В целом, мне нравится компьютерная графика, 3D, анимация, видео и все через что передается эстетика и мысль. 

- Саманта, по тебе сразу видно, что ты человек творческий. А что для тебя означает это определение? 

- Мама употребляла это слово в основном применительно к папе. Таким человеком видела его и я, а себя с этим словом не отождествляла. Лет в 25 я пересмотрела значение этого слова. Теперь для меня творческий человек — это тот, кто подходит к той или иной задаче своим путем, методом. И это необязательно сопряжено с искусством, но с жизнью в широком смысле, с бытом.

- А как твой папа отвлекался от своей работы?

- Вообще, папа много заботился о здоровье, своем и нашем. Педантично выписывал все новые рецепты из интернета, никогда не ленился их соблюдать. Еще в последние годы он увлекался турецкими историческими сериалами -«Основание Осман», «Воскресший Эртугрул» и другими. Он не просто смотрел, а зарисовывал наиболее ярких персонажей, собрав, таким образом целую серию. Читать любил, но делал это реже из-за слабого зрения. Одной из повлиявших на него книг была «Жажда жизни», Ирвинг Стоун. 

- Какие у тебя дальнейшие творческие планы?

- В планах у меня пройти ряд курсов, связанных с профессией. Хочется заняться теорией музыки, понять природу внутренних процессов, чтобы впоследствии применять в своих целях. Надеюсь, что найду время продолжать играть и на инструментах. 

Материал подготовила в рамках Школы межэтнической журналистики Эллина Гогуева.

5420 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный