7 ОКТЯБРЯ. КЧР. В Общественной палате КЧР состоялся «круглый стол» по теме: «Государственно-частное партнерство в сфере сохранения объектов культурного наследия».
Инициатором проведения «круглого стола» выступила Комиссия по вопросам сохранения культурного и духовного наследия, развития культуры и искусства Общественной палаты КЧР, председатель комиссии — Зухра Басхануковна Караева.
В мероприятии приняли участие Первый заместитель министра культуры КЧР – Т.Б. Алиев, Начальник Управления по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия КЧР – У.К-Г. Бесленеев, Директор РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им.М.О. Байчоровой» — У.Ю. Эльканов, И.о. директора Карачаево-Черкесского республиканского центра народной культуры – А.А. Разин, Заместитель директора Тебердинского государственного природного биосферного заповедника – Д.К. Текеев, Директор КЧР ГБПОО «Колледж индустрии питания, туризма и сервиса», доверенное лицо президента РФ, заместитель Председателя ОП КЧР – В.А Китаов, Директор дома культуры им. О. Касаева Малокарачаевского района – И.Х. Байрамуков, Главный научный сотрудник КЧ института гуманитарных исследований, член ОП КЧР – Р.Х. Керейтов, Доктор экономических наук, заведующий кафедрой Менеджмента и Маркетинга СКГГТА, член ОП КЧР – Ш.М. Тоторкулов, представитель Общественной организации КЧР «Карачай Алан Халк» — С.Д. Боташев.
Участники «круглого стола» отметили, что использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере сохранения объектов культурного наследия является, на сегодняшний день, одним из актуальных вопросов. В обществе, где условия жизни изменяются все быстрее, для внутреннего баланса и развития человека преобладающее значение имеет сохранение определенного образа жизни, в котором человек оставался бы во взаимосвязи с природой и оставленных прошлыми поколениями свидетельствами цивилизации.
Нынешнее «плачевное» состояние многих историко-культурных объектов, имеющих статус охраняемых (разного уровня), а также у ряда объектов культурного наследия не имеющих такого статуса, недостаточная осведомленность населения о значимости объектов культурного прошлого, указывают на необходимость работы в данном направлении. Для этого необходимо активное привлечение ресурсов частного капитала, муниципалитетов и общественности. Наиболее вероятной основой построения этих механизмов станет государственно-частное партнерство.
По мнению начальника Управления по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия КЧР – У.К-Г. Бесленеева, государственно-частное партнерство, как концепция сотрудничества государства и частного сектора в общественно значимых областях, представляет значительный потенциал для развития сферы культуры. Несмотря на разнообразие конкретных форм, основополагающий принцип ГЧП остается неизменным — государственные активы передаются на временной основе в распоряжение частного бизнеса, который извлекает выгоду из оказания общественных услуг, но принимает на себя инвестиционный риск, связанный с этой деятельностью. При этом сохраняется контроль государства за объемом и качеством предоставляемых на основе ГЧП услуг. Принципы такого контроля определяются в контракте между частной компанией и представителем государственной власти.
Одним из острых вопросов обсуждения стал вопрос проведения историко-культурной экспертизы, в частности оплаты услуг экспертов. В ряде регионов уже сейчас существуют объединения экспертов, которые устанавливают монопольно высокие цены, иногда в разы превышающие стоимость самой проектной документации. Также нарушаются принципы независимости экспертизы.
В своем выступлении директор РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М.О. Байчоровой» — У.Ю. Эльканов отметил: «Тема, выдвинутая для обсуждения, является одной из базовых, сквозных. Становится очевидным, что без новых форм привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования, и в первую очередь ГЧП, реализация задачи по сохранению памятников истории и культуры представляется трудновыполнимой».
Не остался без внимания и вопрос о сохранении многовековых традиций, диалога культурной цивилизации народов разных этнических и языковых групп. Нельзя забывать, то, что в фундаменте нашего культурного общества лежит традиционная народная культура. Поэтому ее сохранение, дальнейшее развитие в условиях усилившихся процессов глобализации и других новых вызовов является важнейшей задачей для обеспечения устойчивости российской государственности. Как подчеркнул и.о. директора Карачаево-Черкесского республиканского центра народной культуры – А.А. Разин: «Народный промысел составляет один из наиболее значительных глубинных пластов культуры общества, является важнейшей составляющей частью любой национальной культуры, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. Сейчас он даёт свои последние плоды… И наша главная задача не потерять это богатство».
Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных народом в течение многих веков лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов ведет к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Главной причиной роста преступности, наркомании, нищеты, детской беспризорности, распада семей, межнациональных конфликтов является духовно-нравственная деградация общества, а также обесценивание в нем таких важнейших добродетелей как милосердие, сострадание и трудолюбие.
Государство, к сожалению, в определенной мере утратило свою существенную роль в сфере культурной политики. Коммерциализация сферы культуры, как контролируемых государством, так и приватизированных ее частей, привела фактически к нерегулируемому рынку культуры, на котором культурные ценности, да и сами таланты оказались товаром, услугами, функционирующими по закону: спрос рождает предложение. В результате особо уязвимыми оказались как материальные, так и нематериальные наследия народов.
Все вышеуказанные проблемы возможно разрешить, однако, для этого высшим органам власти необходимо занять твердую позицию по вопросам развития культуры и применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры.
Комментарии