Главной темой обсуждения стали межнациональные отношения. В ходе беседы ректор рассказал о традициях, поддерживаемых в вузе, об интересных случаях из своей студенческой жизни, поделился новостями, связанными с новыми проектами, задачами, а также дал полезные жизненные советы.
- Расскажите, пожалуйста, о задачах университета в вопросах межэтнических отношений.
- В КЧГУ понимают актуальность этого вопроса. Наш университет должен выступать гарантом мира, взаимоуважения и популяризации уникальной культуры народов Карачаево-Черкесии. Для нас это не пустой звук. Наша стратегическая задача состоит в том, чтобы во время процесса обучения, совместной исследовательской деятельности, системно работать, прежде всего, над гармонизацией межнациональных отношений. Для нас в приоритете. Поэтому не только на наших специальных мероприятиях, посвящённых этой теме, а их очень много, но и во время любых других образовательных, научных мероприятий, мы всегда держим это в уме. Говорим об этом.
Мы не должны быть субъективными, но каждый из нас является представителем какого-то этноса, а значит какой-то культуры, системы мировоззрения. Лично я, являясь карачаевцем, рос именно на традициях воспитания карачаевского народа. При этом я отношусь к людям другой национальности и культуры с большим интересом. Ведь я могу приобщиться, увидеть знакомые мне вещи, но с другого ракурса. Это расширяет мои горизонты, моё понимание мироустройства. Я не упускаю случая культурно обогатиться, общаясь с людьми других этносов.
- Хотелось бы спросить, как на сегодняшний день вы оцениваете работу студенческого совета?
- Знаете, я очень критично отношусь и к себе, и к другим, и к тем процессам, к которым я имею отношение. И сказать, что я удовлетворен… У нас нет такого направления в ВУЗе, где всё было бы замечательно. Во всех направлениях есть зона роста, и, конечно же, в студенческом самоуправлении тоже есть.
Самая большая наша проблема – отсутствие системности. Ребята молодцы, что запустили Школу студенческого самоуправления, причем не формально, а на деле. Выстроено взаимодействие, школа работает. Но вот системности на плановой основе, мы пока только учимся. Я сторонник проектного подхода. Что означает проектный подход? Например, мы захотели реализовать какой-то проект. У нас есть ограниченные ресурсы, начало и конец, поставленные цели. После окончания мы его закрыли, взялись за другой проект. Вот такой системности я стараюсь учить ребят, которые с вами работают.
Есть еще один момент, который меня не устраивает. Это продолжается всё время, не знаю, может эта такая специфика любого ВУЗа, и нашего тоже. Не все студенты, поступающие в наш университет, ориентированы, мотивированы на самосовершенствование, на изменение себя и мира вокруг себя.
У них мотивация на невысоком уровне. Главная задача института самоуправления – втянуть максимальное количество студентов в эти процессы. У нас получается так, что выбирают 20-100 человек, самых активных со всего ВУЗа. И волонтёры - они, и на зарядку - они, и на конференции - они, в Школу журналистики - они. Для решения отдельных проектов это нормально. Эти студенты уже заточены на результат.
Они всё знают, организованы и дисциплинированы. Но не должно быть так. Для успешного решения задачи это подходит, но стратегически нужно охватить максимальное количество студентов. Охватить 100%, и даже 150%, подключая близкий круг студентов. Надо формировать не только университетское пространство, но и пространство вокруг него. Мы будем и дальше над этим работать.
- Хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня к нам пришли и задать следующий вопрос. В нашем университете межэтнические отношения довольно тёплые. Но если рассматривать вопрос в целом, что должна делать молодёжь, чтобы не возникали конфликты на межэтнической почве?
- Всё зависит, наверное, от изначального настроя. Настрой изначальный где должен формироваться? Достаточно спорный тоже момент. Психологи, наверное, скажут, что в ВУЗе этим уже бессмысленно заниматься, и личность формируется уже в детском саду, школе, семье и т.д. Личность, уже ориентированная, сформировавшаяся, со своими ценностями, имеющая какие-то национальные, классовые взгляды. Такую личность сложно, почти невозможно изменить. Но я считаю, что если целенаправленно работать, то человека можно изменить. Возвращаясь к вопросу о том, как наши изначальные установки могут повлиять на наше будущее. Я побывал более 40 раз в других странах, и везде встречал некие стереотипы.
Со стереотипами у нас в университете я тоже встречался. На самом деле, где бы я не был, – в горном Дагестане, в Азербайджане, в Грузии, на Ближнем Востоке, в Африке, в Юго-Восточной Азии, в Турции, Европе, везде старался находить общий язык с местными. Этнических контактов у меня было достаточно. Не было такого, чтобы ко мне относились предвзято из-за моей национальности, моего языка или моих религиозных взглядов.
Я нигде не пытался казаться кем-то другим, не скрывал свою нацию и свое вероисповедание, язык. И нигде, ни разу, почти ни разу, не сталкивался с предвзятым к себе отношением.
Да, я допускаю, что это есть, предвзятое отношение существует, но в 90% – это отговорки, люди так прикрывают, например, что не смогли учиться в других местах, или плохо относились к занятиям, или плохо себя вели. И формируют у себя и других людей такие нехорошие установки. Я более полугода был в Африке, учился там. Программа там была обширная, мы учились, общались.
Были ребята из США, Европы, и из России. Когда я приезжал, надевал их одежду. Они приглашали меня в свои дома и нормально ко мне относились. Как к своему. День-два относятся как к гостю, а потом как к своему. Люди чувствуют искренность.
- Как вы относитесь к тому, что отдельные представители этносов возвышают себя над остальными?
- Не самым лучшим тоном, наверное, во всех культурах считается, что когда люди сами себя хвалят. Когда мы говорим, что мы такой народ, самый лучший, неважно какой народ – русский, карачаевский, абазинский, когда мы говорим, что наша семья самая благочестивая, - это не самый лучший тон. Это не лучший показатель нашего воспитания. Мне все время дома говорили: никогда не хвастайся, никогда не говори, что твои предки вот такие. И себя не хвали. Если ты по-настоящему достойный, то найдутся люди, которые скажут: «Да, действительно, он достойный сын своих родителей, он достойный сын своего народа». А как только ты сам говоришь, что ты достойный, то это уже минус 50% твоего достоинства. Сказав это, ты уже наоборот показываешь отсутствие воспитания.
- На ваш взгляд, какие проблемы межнациональных отношений являются самыми острыми?
- Во всех государствах, всех больших многонациональных странах всегда были противоречия. Эта проблема всегда есть и никуда не уходит. Как, сохраняя, прежде всего этническое, культурное лицо каждой национальной группы, сплотить гражданское общество в стране? С этой проблемой сталкиваются все большие полинациональные государства. Но бывает и такое, что определённые лица хотят настроить одни народы против другого и решать свои мелкие задачи.
Как правило, у многонациональных государств богатая история, уникальный опыт межнационального взаимодействия, но и не очень хорошие моменты тоже бывают. И когда возникают проблемы внутри или с внешними врагами, из глубин истории можно вытащить что-то хорошее, а можно и плохое. Получается так, что межнациональные отношения испорчены на долгое время, возникают опять же стереотипы, а если ещё и государство здесь влияет, то это очень сложно. Наша задача, как сознательных и готовых к диалогу людей - сохранить мир и взаимопонимание на земле, где мы веками живем бок о бок.
Материал подготовила в рамках Школы межэтнической журналистики Диана Каппушева.
Комментарии